59-й театральный сезон


Комсомольский проспект, 108

Касса театра (3852) 50-50-85

Рождение сказки

Дата добавления: 12.12.2017

- Евгений, перед Вами стояла нелегкая задача – создать либретто музыкальной сказки по мотивам известнейшей пьесы Мориса Метерлинка. Скажите, пожалуйста, легко ли вам было решиться на это?

- У нас с режиссером Константином Яковлевым, композитором Евгенией Терехиной, хореографом Татьяной Безменовой и музыкальным руководителем Еленой Иващенко сложилась очень слаженная команда, в которой при этом каждому отведена своя четкая роль, а степень доверительности и уважения настолько высокая, что ни у кого не возникает необходимости и желания тащить одеяло на себя. Только это позволяет выпускать спектакли, которые вызывают интерес публики. А спектакли яркие и значимые на театральном небосклоне Барнаула и российского театра в целом – это манок, который подстегивает настолько, что, получая предложение написать интересный материал, с условием, что тема действительно сценичная, яркая и актуальная, просто невозможно найти в себе мотиваций не решиться!

- Почему выбор пал именно на этот материал? Как протекала работа над созданием либретто?

- Материал был предложен главным режиссером театра Константином Яковлевым. Я хорошо знаю этот материал, в 2009-2014 годах мы с инвесторами, сотрудничавшими с Детским музыкальным театром «На Моховой» в Москве, который я тогда возглавлял, неоднократно обращались к этому материалу как к потенциальной основе для постановки, но решения не было, идей не было, а потому делать проект просто ради галочки не имело смысла.

У Константина я попросил время на то, чтобы подробно изучить не только материал первоисточника – пьесы, но и внимательно прочитать труды, изучавшие и объяснявшие на примере этого материала философию Метерлинка и значения смыслов, не читаемых в первую очередь. Так постепенно стал формироваться каркас будущего спектакля, который за полтора года ежедневной работы и ежедневных же обсуждений каждой детали с режиссером, стал обретать реальные очертания, бережно сохранившие лейтмотивы оригинала, но по форме четко соответствующие законам жанра мюзикла.

Работа меня увлекла, материал на период работы стал любимым, с огромным нетерпением жду выхода спектакля в прокат, потому что очень хочется поскорее увидеть оживших на сцене персонажей, с которыми я жил в ежедневном общении и размышлении о них довольно продолжительное время.

- Где Вы черпали вдохновение?

- Вдохновение во всем! В наблюдении за живыми людьми и явлениями природы, за животными, за природными явлениями! Где найти эквивалент детским страхам взрослому, чтобы, став частью нового прочтения пьесы вековой давности, эти эмоции не были наигранными, а слова – не живыми? Для меня, как оказалось, в смерчах, круживших этим летом над Черным морем! Когда ты – взрослый – бессилен над властью природы, тогда и просыпается тот истинный детский страх! Где искать вдохновение для образа Матушки Ночи, кто она? Как объяснить? Три щепотки женского коварства, две капли песен Ирины Аллегровой, пара ложек дворянской аристократичности, пару засушенных листочков с дерева неразделенной любви и еще около тысячи ингредиентов – и вуаля! Образ обретает реальные очертания даже на бумаге! Я шучу, конечно, но на самом деле работа тех, кто занимается созданием спектаклей, похожа на поиск философского камня, последними ингредиентами в рецепте которого становятся улыбки, слезы, счастье, родившееся в сердцах сидящих в зале и аплодисменты! А вдохновение - в наших зрителях, потому что все, что мы делаем – для них! Для того чтобы даже в самые непростые времена сделать их счастливее и подарить настоящую сказку!

- Приоткройте нам тайну: каким будет жанр и музыкальный формат спектакля «Синяя птица»?

- Этот спектакль написан в жанре классического мюзикла. Форма, доступная самому массовому зрителю. Сам же спектакль будет интересен не только детям! Мы придерживались того, что в театральном и мюзикловом мире называется «Диснеевский формат». Не буду вдаваться в подробности определения, скажу лишь кратко, что такая подача материала самая точная для сказочного спектакля в жанре мюзикл. Также мы с коллегами отказались от всего страшного, что есть у Метерлинка – кладбище и многое другое… Даже привидения в нашем спектакле похожи на мультяшку-Каспера, а потому не только не принесут детям отрицательных эмоций, а наоборот – вызовут смех и развеют все страхи.

- Есть ли в «Синей птице» какие-то особенно полюбившиеся Вам сцены, персонажи?

- Пожалуй, самая любимая сцена – «Страна воспоминаний». Тонкая, щемящее-искренняя. Когда мы услышали музыкальный номер, написанный Евгенией Терехиной, у всей команды просто не было слов. Встреча с Бабушкой и Дедушкой. Эта сцена тонко вернет многим зрителям частичку счастья, ушедшую из жизни вместе с теми, кто покинул этот мир. Дети увидят лишь внешнее – мультяшных бабушку и дедушку, даже не догадываясь о том, что речь идет об ушедших людях! Пожалуй, в этом моменте мне удалось очень тонко передать философские мотивы Метерлинка, но не через страх, а через свет и любовь! Сказать о том, что не нужно бояться своего прошлого! О том, что боль не уйдет, но стоит только закрыть глаза и отправиться в Страну Воспоминаний – и все вернется! Все, до мельчайших деталей, запахов, теплых объятий и нежных поцелуев! Все, что ушло – всегда рядом с вами, и не отрицание, а принятие ухода и сохранение памяти – это то, что только делает вас сильнее и богаче! Рождающийся сейчас спектакль – тончайшее кружево из тех эмоций, ощущений и знаний, которые непременно нужно передать подрастающему поколению!

- «Синяя птица» - не первый Ваш опыт работы в качестве либреттиста. Скажите, пожалуйста, легко ли совмещать в себе одновременно и драматурга, и поэта? Как Вы считаете, может ли справиться с написанием либретто человек, обладающий поэтическим даром, но не имеющий опыта в написании пьес?

- Опыт настолько не первый, что меня уже можно назвать Дарьей Донцовой от мира театра! Только в 2017 году у меня в сумме вышло семь премьер!

Если говорить про меня, то мне легко все! Все, что мне интересно! Так повелось с детства, таков свободолюбивый нрав. Делаю только то, что хочу. И пишу то, что хочу! Можно писать за хорошие деньги сценарии для ментовских сериалов, на которые спрос огромный, а под именем одного-двух авторов работает толпа нередко талантливых людей. Только закон жанра таков, что нужно писать гадость, а результат должен быть похож на то, что нередко висит на стене в кабинках с надписью WC. Мне это неинтересно! Работа же на государственные театры приносит такой отклик, который на бюджете вообще не заметен, это копейки! Но если есть ради чего – то нужно! А нередко предлагают потрясающие темы! Тот же «Ползунов» - спектакль, тронувший тысячи сердец барнаульцев и не оставивший равнодушными практически никого из посмотревших спектакль на гастролях в Москве! Зал ревел навзрыд! Ради таких моментов я живу!

Мне грех жаловаться, предложений много, они разные, и драматургию я пишу совершенно нестандартную, разноформатную! Чего стоят только вышедший в этом году в городе Долгопрудный спектакль «Город Мечты», поставленный режиссером русских версий мюзиклов «Чикаго», «Бал Вампиров», «Призрак оперы» и многих других Антоном Пресновым! Или, например, шоу «Энгри Бердс» - мой первый международный проект, который стартует в новогодние праздники в Москве, а позже будет переведен на иностранные языки и по лицензии поставлен за границей!

Я работаю с теми, кто талантлив и искренне служит искусству! Труппу барнаульской музкомедии я обожаю, а потому с огромным удовольствием всегда нахожу время для сотрудничества с этим театром! И, если в середине 2000-х лабораторией русского мюзикла называли Екатеринбург, то уверен, что профессиональное сообщество в скором времени наделит этим званием именно Барнаул! За яркие, масштабные и по-настоящему талантливые спектакли!

Что же касается работы начинающего поэта в драматургии… Ну, все нужно пробовать! И некоторые знаменитые балетные артисты начинали с футбола или народного танца, и оперные вокалисты иногда приходят из медицины, и драматические артисты неожиданно загораются на театральном и кинонебосклоне на четвертом десятке, изначально не ориентируясь на творческий путь! Если говорить обо мне, то 23 года назад я пришел в литературную студию сейчас уже очень известного и широко ставящегося драматурга, поэта и либреттиста Константина Рубинского. С тех пор я пишу ежедневно! Всегда! Какие-то сюжеты рождаются и трансформируются с годами, будучи переписанными по тысяче раз! Большая часть работ пишется в стол – это мое личное пространство, вдохновение и тренаж! Есть вещи, которые я никому не показываю!

Если говорить о драматургии в музыкальном театре и мюзикле – это еще более тонкая вещь. Вы понимаете, у меня же не только опыт написания текстов, но и опыт работы в жанре мюзикла с лучшими российскими и некоторыми зарубежными композиторами и режиссерами! Я участвовал в российских версиях мюзиклов «Призрак оперы», «Золушка», в оригинальных российских мюзиклах «Времена не выбирают», «Растратчики», «Мастер и Маргарита», «Лукоморье», «Праздник непослушания», «Любовь и Шпионаж» и многих-многих других проектах! Когда ты играешь спектакль в ежедневном режиме сто, двести, триста, а то и больше раз, то понятия «тайминг» и «темпоритм» начинаешь понимать очень остро, а общаясь напрямую с творцами, имеешь возможность не только задать вопросы, научиться, но и перенять опыт, который мало у кого можно взять в силу узости круга специалистов!

Молодому же автору, желающему поменять или преумножить грань поэтического дарования, могу сказать только одно: границ нет и нет преград, если есть огромное желание работать! Есть законы жанра – их нужно понимать и соблюдать! Есть усидчивость, необходимая автору! Если вы готовы погрузиться в это с головой, работать долго, трудно и ежедневно, а за плечами есть если не талант, то хотя бы очень хорошие данные к профессии, все получится! Должно лишь повезти!