60-й театральный сезон


Комсомольский проспект, 108

Касса театра

(3852) 50-50-85

Проба пера

Дата добавления: 18.04.2016

Рецензия на мюзикл «Скрипач на крыше»


Уже более десяти лет (с 2005 года) в театре музкомедии идет спектакль, в содержание которого положена повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», а в название – картина Марка Шагала «Скрипач на крыше». Что же хотят рассказать нам писатель, художник и режиссер? Смотрим. В прямом и переносном смысле.

Многонациональное село Анатовка: русские, евреи и украинцы. На сцене разворачивается нехитрая деревенская жизнь почтенного еврея Тевье, его жены и пятерых дочерей. Большая, дружная семья, чтущая обычай.  Обычай – рамки, в которых можно действовать, строить свою жизнь. Он всё объясняет, извиняет, и он же сковывает свободу. Герои решают переступить устоявшиеся границы, уйти от обычая по зову сердца. Правы ли они? Не дерзну дать однозначный ответ. Не делает этого и режиссер. Хотя заканчивает действие на позитивной, но в некоторой степени саркастичной ноте: «А что нам еще остается, если не смеяться?».

Хочется отметить талантливую игру Ларисы Владимировой, которая исполняет роль Голды. Поразительно, как она изображает суетливую хозяйку, мать, переживающую за будущее детей и жену, в простоте и любви служащую мужу.

В спектакле много юмора. Некоторые шутки грозятся стать афоризмами. Как то:

- Мы дали друг другу слово!

- Нашли что давать…

А вот в сцене на кладбище субъективный взгляд уловил дискомфорт. Мерцанье света нагнетает и хочется прикрыть глаза. Некоторые песни поются на еврейском языке. По привычке это вызывает ворчанье из-за непонятности слов. Но вскоре ловишь себя на том, что перевод песни считывается с лица актера, его эмоций - язык чувств универсален.

Так что же говорят нам писатель, художник и режиссер, каждый на своем творческом языке? В начале спектакля еще до всякого действия, как эпиграф, мы слышим: «Каждый из нас - скрипач на крыше, который пытается играть свою, искреннюю, чистую мелодию». Но почему на крыше? Потому что над миром, выше земного. Или? Или потому что на земле не нашлось места, и приходится балансировать на скатах крыш.

Вспоминаю замечательнейшего Рэя Брэдбери и его пожелание: пусть озарение придет потом, когда спектакль закончится, и зрители разойдутся по домам. Пусть зрители просыпаются посреди ночи и восклицают: «Так вот о чем он хотел сказать!» Или на следующий день: «Он имел в виду нас! Он имел в виду сейчас! Наш мир, наши проблемы, наши радости и печали!»


Евгения Гармс