59-й театральный сезон


Комсомольский проспект, 108

Касса театра (3852) 50-50-85

Проба пера

Дата добавления: 18.04.2016

Рецензия на спектакль «Труффальдино из Бергамо» Алтайского государственного театра музыкальной комедии

 

Я с виду глуп и прост,
Я вышел из народа
И хоть на дурачка порою я похож,
Но все ж во мне живет веселая природа.
Я мигом проведу любого из вельмож!

(К.Гольдоне «Слуга двух господ»)

 

 

Если вы открыты для чего-то нового и необычного, то вам обязательно нужно увидеть «Труффальдино из Бергамо» в постановке Константина Александровича Яковлева. Вы увидите старую историю совсем иной. Уже с самого начала, вдруг замираешь от неожиданности. От неожиданности того, что начнется представление именно так. И вот уже понимаешь, что такое режиссерское мастерство, мастерство Художника. Вроде сама история еще не началась, а душа наполнилась эмоциями и чувствами, происходящее захватило сразу и целиком, и не отпустит уже до конца.

В начале спектакля режиссер использует прием пантомимы. Герои словно бы однолики – белый грим, изображающий маски, и одинаковая одежда. Лишь один артист находится в зале и от обычного зрителя его отличат лишь те, кто знает артистов театра в лицо. Но вот артисты получили роли и костюмы. Мизансцена меняется, и артисты уже появляются в ярком гротесковом гриме, а ты задумываешься – что это? Фарс? Буффонада? Незаметно, ты начинаешь ощущать себя частью этого представления, где артисты играют артистов, играющих роли, а ты играешь роль зрителя, который смотрит спектакль. Происходит волшебное погружение в атмосферу театра давно минувших веков…

Центральная декорация – на большой сцене маленькая сцена. И на этой маленькой сцене будет разыграна комедия в стиле дель-арте, что подразумевает маски и импровизацию. Здесь все – гротеск в лучшем его проявлении. Один шаг и это могло быть пошло, один шаг и это могло быть вульгарно, но этого шага не случится, будет лишь смешно. Режиссер легко и изящно вальсирует на тонкой грани.

В основе лежит пьеса итальянского автора Карло Гольдне «Слуга двух господ», написанная в 1749 году. В спектакле использован немного сокращенный авторский текст пьесы и музыка композитора Александра Колкина из одноименного фильма 1977 года, что особенно порадовало.

Итак, немного о сюжете. Помолвка двух влюбленных – Сильвио и Клариче, оказалась возможной благодаря известию о смерти Федерико Распони, которому отец Клариче, Панталоне, обещал в жены свою дочь. Искреннюю радость по этому поводу (не забываем, что в комедии и смерть смешна) нарушает появление Труффальдино с сообщением о том, что Федерико Распони жив. Помолвка расстроена. Влюбленные в отчаянии…  А далее – забавные ситуации, смешные дуэли, невероятная история, весело закрученная вокруг трех таких разных и необыкновенных влюбленных пар.

Нельзя не обратить внимания, что у каждой пары влюбленных похожи костюмы. И как становится очевидно, костюмы помогают раскрыть характеры персонажей. Что, к примеру, вы сказали бы о мужчине, который носит розовый костюм в розочках (Сильвио)? А вот костюм Труффальдино (как и его возлюбленной Смеральдины) напоминает костюм Арлекино – традиционного, персонажа итальянских комедий того времени.

Характеры персонажей, показанные в спектакле, столь неожиданно далеки от тех образов, какие рисует воображение при чтении пьесы, что герои этого увлекательного действа заскучать зрителю уж точно не дают. Артисты восхищают своей игрой и вокалом, а их персонажи такие милые, забавные, трогательные, смешные. Как артисты искренни в своих персонажах, но как тонко и непринужденно улавливают моменты, в которых напоминают зрителю о том, что он смотрит спектакль в спектакле. Невозможно выделить особо понравившихся артистов, так как все они прекрасны. Но не могу не остановиться на главном герое – Труффальдино, в моем случае – Виталий Селюков. Это талантливо, профессионально и ярко. Впрочем, этот артист с момента появления в театре прочно занял свое место и не разочаровал ни разу. Бесподобно хороша Смеральдина – молодая артистка Юлия Пермякова с каждым выходом все больше радует своей работой в театре. И отдельное браво Алексею Брекетову, артисту хора, сыгравшему удивительную роль. В программке я не нашла ей названия и назвала так – горожанин-зритель. Этот загадочный мим, бессловесный персонаж, почти постоянно присутствует на сцене (вызывая некую аналогию с Музой в спектакле «Амадей» и с Царицей Маб в спектакле «Ромео и Джульетта») и поражает своей артистичной мимикой.

На третьем просмотре, когда эмоции уже не так зашкаливают, я аккуратно наблюдаю, как реагируют зрители. Зрителям нравится, они увлечены, они дарят артистам аплодисменты и радостный смех. Как описать все то – необыкновенное и невыразимое, что нужно просто увидеть? Как передать ту атмосферу веселой ярмарки, в которой нужно оказаться? Здесь все пронизано этой атмосферой, ее подчеркивает музыка, балет, костюмы, декорации. По моим ощущениям весь этот спектакль – фееричный праздник.

После спектаклей «Труффальдино из Бергамо» и «Человек из Ламанчи» я воспринимаю творчество режиссера К.Яковлева как работу настоящего Мастера, несмотря на молодой для режиссера возраст. У него уже присутствует свой стиль и собственный почерк. Я радуюсь, что могу наблюдать этот творческий рост, становление, что могу испытывать восторг, ничуть не приуменьшая вклада всех, кто причастен к созданию спектаклей. Радуюсь, что сидя в зале, я в полной мере ощущаю, что это настоящий профессиональный театр – средоточие таланта, искусства, вдохновения. Только настоящая творческая команда способна создать подобное, и в этой команде каждый – мастер.

   

16.03.2016. Алена Ахтямова