59-й театральный сезон


Комсомольский проспект, 108

Касса театра (3852) 50-50-85

Проба пера

Дата добавления: 10.02.2016

Скрипач на крыше

 

«В деревне Анатовка с давних пор жили
русские, украинцы и евреи. Жили вместе,
работали вместе, только умирать ходили
каждый на свое кладбище... Таков обычай!»

Г. Горин «Поминальная молитва».  

 

 «Скрипач на крыше» — один из лучших спектаклей Театра музыкальной комедии, имеющий уже на протяжении 10 лет успех у зрителя.

В традиционном еврейском укладе скрипач был весьма значительной фигурой, без которой были не мыслимы ни рождение ребёнка, ни свадьба, ни похороны. Пьеса Г. Горина (по которой был поставлен спектакль) имеет название «Поминальная молитва», «Скрипач на крыше» восходит же к знаменитой картине М. Шагала, изображающей скрипача на покатой крыше витебского дома. Можно предположить, что художник стремился сказать таким образом о нестабильном положение евреев, живущих в рассеянии. Декорации к спектаклю также созданы по образам творчества выдающегося художника.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка («...где с давних пор жили русские, украинцы и евреи», тесно связанные добрососедскими отношениями). В центре повествования находится большая еврейская семья, глава которой Тевье-молочник, еврейский крестьянин.

Трактовок пьесы «Поминальная молитва» существует несколько, и Театру муз. комедии принадлежат светлая, добрая, временами веселая, а временами трагическая, - прекрасная интерпретация произведения. В Оригинальной пьесе Горина мы не увидим радостной концовки, как в нашем спектакле, ведь она - трагична. Но здесь - есть надежда... И данная постановка, на наш взгляд, является великолепной; зритель покидает свои места, по окончании, не омраченный, но с ощущением легкой светлой грусти.

Нельзя не отметить то, как точно были подобраны актеры, и то, как блестяще они сыграли. Мне очень понравились танцы, как я узнала позднее, танцы — аутентичные еврейские. Все это было великолепно, я даже не заметила, как отметил один мой коллега, что у кого-то из актеров там что-то не совсем получалось...

Единственное, пожалуй, от чего я не в восторге: в спектакле звучала песня, насколько я понимаю, на идише (язык евреев, сродни немецкому), но с очень русским, режущим слух произношением; я думаю, кроме слов Papirosen, Papirosen  зритель мало понял о том, что это за песня, зачем она здесь... Такие вещи нужно исполнять либо очень чисто, либо не брать оригинальный текст. Да, актриса пела ее с огромным трагизмом, наверное, на самом пределе своих актерских возможностей, как того эта песня и заслуживает, но... вот здесь, по моему мнению, — промах. Может быть, лучше было бы создать текст на русском, то есть перевод ее, или, возможно, ее стоило спеть мужчине. Было бы серьезнее, было бы трагичнее.

На «Скрипача на крыше» я безусловно советую идти, его нужно смотреть. Произведение прекрасное, спектакль замечательный. Советую также посмотреть и другие интерпретации горинской «Поминальной молитвы». Мне он очень понравился своим интернациональным пафосом, что делает его очень актуальным, как и оригинальную пьесу, во все времена. Мы должны радоваться, любить друг друга, уважать, не обращая внимания на политические, религиозные противоречия и разногласия, ведь все это не существенно. Существенна только любовь.

Надежда Редькина