59-й театральный сезон


Комсомольский проспект, 108

Касса театра (3852) 50-50-85

«Все, что ты пишешь, ты пишешь про себя»

Дата добавления: 13.03.2019

Накануне премьеры мюзикла «Шоу начинается!» мы побеседовали с автором либретто Ильей Губиным. Он специально прибыл в Барнаул из Перми, чтобы поддержать всю творческую команду и посетить первые показы в качестве почетного гостя. 

- Илья, вы впервые в нашем городе? Какие у вас впечатления?
– Это мой второй приезд в Барнаул. В первый раз я побывал здесь в декабре, когда приезжал к Константину Яковлеву на разговор про мюзикл. Ни тогда, ни сейчас город я посмотреть не успел. Я прилетел сегодня ночью и сразу приехал в театр. Надеюсь, что за эти дни я все-таки город посмотрю. У меня много знакомых из Барнаула, все, разумеется, связаны с театром, поэтому я что-то про этот город знаю и обязательно с ним познакомлюсь.

- Скажите, пожалуйста, это ваш первый опыт написания либретто для музыкального театра?
- Сложно ответить однозначно. Я сотрудничал с Пермским академическим Театром-Театром, который не является театром музыкальным, но, тем не менее, у него есть свой оркестр, своя балетная труппа. Театр-Театр активно занимается созданием спектаклей в жанре мюзикла. Специально для него мы с композитором Лорой Квинт и поэтом Николаем Денисовым, которые знакомы барнаульцам по мюзиклу «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес», написали мюзикл «Карлик Нос», который в этом году номинирован на «Золотую маску». Поэтому опыт не первый, но вот так, чтобы было написано «музыкальный театр» – это впервые.

- Чья была идея взять именно этот материал? Нравится ли вам эта история?
- Если бы мне эта история не нравилась, то я, разумеется, никогда бы за нее не взялся. Вообще, мне кажется, что в творчестве самое главное – чтобы была твоя личная сопричастность к этому материалу. Если тебе материал интересен, то он впоследствии будет интересен и зрителю.

Идея создания спектакля принадлежала Константину Яковлеву и Татьяне Безменовой, и они меня в эту историю пригласили. Я с радостью согласился, потому что мне долгое время было интересно наблюдать за Константином, за тем, как он работает, что он делает, как он развивает театр. Мне очень хотелось поработать с этим режиссером, и когда они с Татьяной предложили мне этот материал, я с радостью согласился. Мне кажется, это очень интересная история, в ней очень много потенциала. Надеюсь, что мы хоть на какую-то часть этот потенциал смогли раскрыть: я – в своем либретто, Константин как режиссер, Татьяна как балетмейстер.

- Как вы считаете, в этой истории больше комедийного или драматического?
- Вообще, мы живем в век синтетических жанров. Сегодня нельзя говорить, что вот это – комедия, это – драма, а это высокая трагедия. И, мне кажется, слава богу, потому что я вообще не люблю все закрытое и вакуумное. В этом есть искусственность, а театр все-таки дело очень живое. И, как в жизни, там очень много смешного, очень много трагического, очень много любви, как мне кажется.

Этот спектакль включает просто целый спектр человеческих чувств, поэтому сложно говорить о каком-то одном жанре. Но, безусловно, в первую очередь это комедия. Я считаю, что комедия – это прекрасный жанр, потому что зрители порой приходят в театр, чтобы отдохнуть от той рутинной жизни, которая их окружает. Так или иначе, театр выполняет эту функцию, нравится нам это или не нравится. Мы все время пытаемся зрителей воспитывать, создавать какие-то высокоинтеллектуальные спектакли… Но комедия тоже может быть интеллектуальной. Так мы в мюзикл «Шоу начинается!» постарались включить большие философские темы.

- Герои спектакля, лишившись работы на заводе, открывают свое шоу. Смогли бы вы при определенных обстоятельствах так же круто изменить свою жизнь?
- У меня в дипломе о высшем образовании написано, что я учитель русского языка и литературы. Я работал в школе и мне это очень нравилось. Собственно, русский язык я никогда не преподавал, а преподавал только литературу, делал это в школе с гуманитарным уклоном.

Мне было очень интересно с детьми, но всегда было скучно с учителями. Они говорили мне, что я неправильно веду уроки, потому что детям я всегда говорил: «Если вы можете доказать свои идеи примерами из текста, то вы правы, и никакой критик не должен над вами довлеть. Если вы видите эти смыслы, эти темы в произведении, значит, они там есть, просто нужно это доказать самим текстом». А в школах принято, что есть какие-то установленные линии, что Катерина – это луч света в темном царстве... Никогда этого не понимал, хотя у меня высшее филологическое образование, я всегда был противником этой линии.

В общем, не заладилось у меня со школой. Но я всегда увлекался театральной критикой, сейчас я являюсь членом Ассоциации театральных критиков России. В свое время меня пригласили работать в Пермский театр юного зрителя помощником худрука по литературной части. Я с удовольствием согласился на это предложение, и, наверное, в какой-то степени сильно поменял свою жизнь. Но ни разу об этом не жалел.

- Какой из персонажей мюзикла «Шоу начинается!» вам ближе всего по духу?
- Как бы это банально ни звучало, все, что ты пишешь, ты пишешь про себя. Что-то от меня есть и в Луизе, и в Михаиле… Но поскольку Михаил является центральным персонажем этой истории, то, наверное, все, что с ним происходит, его душевные метания – это все, безусловно, от меня. Лев Николаевич Толстой в свое время сказал: «Анна Каренина – это я». Так и здесь все герои – это тоже я.

- Вам еще только предстоит побывать на репетиции. Волнуетесь?
- Нет, не волнуюсь. Я доверяю своим коллегам, я уверен, что Константин Яковлев не может сделать что-то плохо, я убежден, что все, что делает Татьяна Безменова – это замечательно. Я очень люблю этих людей и поэтому нисколько не волнуюсь.